- Всемирная история
- Предметом античных сочинений по всеобщей истории никогда не была В. и. в совр. смысле слова. Это была в соответствии с представлениями о мире история того или иного региона. Тем не менее античные историки стремились обосновать всеобщую значимость В. и. как самостоятельного историографич. жанра тем, что изложение истории региона основывается на историч. теории и носит парадигматич. характер. Это стремление имело для античных историков почти то же значение, что и требование историч. достоверности (предисловия к историч. трудам, историко-теоретич. трактат Лукиана). И в др.-вост. историч. источниках, и в греко-рим. историографии В. и. в рамках господствующего мировоззрения воспринималась статически. Обществ, сознание и спец. историч. литература античности не знали понятия закономерности историч. развития, несмотря на явные подступы к его разработке. Античные историки осознавали существование повторяемости типологически сходных историч. ситуаций и наличие в истории ключевых организующих моментов, определяющих историч. процесс на к.-л. отрезке времени или во всей В. и. Выбор этих моментов диктовался политич. взглядами историка. Уже «Теогонию» Гесиода отличает всемирно-историч. взгляд на историю. Примером В. и. в ее античном понимании был труд «отца истории» Геродота. В «Истории» Фукидида явно преследуются политич. и педагогич. цели. Эллинистич. В. и. большей частью не сохранилась. По свидетельству античных авторов, классич. В. и. был историч. труд Эфора (4 в. до н. э.), написанный с эллиноцентрич. точки зрения. Дурис и Филарх (4 и 3 вв. до н. э.) внесли в стиль В. и. патетич. элемент. Традицией донесены до нас имена писавших В. и. Демохара, Диилла, Каллисфена, Агатархида. Идеологич. потребности мировой политики римлян как наследников греч. культуры заставили их обратить особое внимание на В. и. Полибий в своем посвящ. В. и. труде прославляет мировое господство римлян, рассматривая его в качестве высшей точки историч. процесса, последовавшей за вступлением на историч. арену мировых держав вавилонян, персов и македонян. В. и. аналогичной направленности были написаны также Диодором Сицилийским, Дионисием Галикарнасским, Дионом Кассием и Аппианом. Аппиану было уже известно, хотя и в телеологически замаскированной форме, понятие историч. необходимости. Ему принадлежат истории отдельных нерим. народов, составлявших население ойкумены того времени. Позднеантичные В. и. имеют компилятивный характер и служат материалом для Ср.-век. христианской историографии.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.